Игра – сложный социокультурный феномен, неотъемлемая часть жизни человека от рождения до последних дней. В Российской педагогической энциклопедии даётся такое определение: «Игра – это один из видов деятельности детей, заключающийся в воспроизведении действий взрослых и отношений между ними … одно из средств физического, умственного и нравственного воспитания».
Уважаемые родители!
Выбирая игрушку для ребёнка, обратите внимание на следующие существенные моменты: истинность, не карикатурность образа.
Малыш нуждается в правдивом, достоверном и одновременно образном отображении мира. Именно такая картина является основой адекватного восприятия себя и окружения в дошкольном возрасте. То, что кажется взрослому смешным, может огорчить и напугать ребёнка; естественность, природосообразность.
Например, крокодил не может быть игрушкой верхолазом, его тело природой предназначено к жизни в воде, а не на деревьях;
соответствие звука и образа.
Гусеница, громко трещащая при движении, не формирует истинной картины движения насекомого;
форма, цвета, цвет в движении.
Органические природные формы и мягкие цвета или тонкие цветовые сочетания предпочтительнее для зрительного и тактильного восприятия;
прочность и ремонтопригодность.
В этом плане несомненное преимущества имеют игрушки несинтетического, природного происхождения. Они прочнее, менее горючи, лучше поддаются ремонту. Дерево можно склеить, подточить, нарастить, а ткань – зашить;
возможность игрушки расти вместе с ребёнком, быть включенной в сюжетные игры в качестве персонажа (человечки, животные) или предмета-заместителя (мяч, волчок).
Чрезвычайно важно помнить, что после покупки и вручения игрушки ребёнку миссия родителей не заканчивается! Важно увидеть чудесное в простом и удивиться, а потом донести этот чудо до ребёнка. Всякая игрушка – это поле для общения взрослого с малышом, хороший повод для совместного открытия мира и изобретения интересных игр.
Памятка для родителей с советами по проведению игр
Правило первое: игра не должна включать даже малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя и выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Детям свойственны азарт и чрезмерное увлечение отдельными играми. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства играющих. Иногда дети придумывают обидные клички, оценки за поражение в игре.
Правило третье: не будьте занудами. Ваше внедрение в мир детской игры – введение туда новых, развивающих и обучающих элементов – должно быть естественным и желанным. Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте, не смахивайте пренебрежительно в сторону тряпочки и бумажки. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то интересного дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Может случиться и так, что вы вообще их не дождетесь! Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своими ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети больше фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя не тешилось»
Ранний возраст – период создания предпосылок становления игровой деятельности в широком её понимании.
Театрализованные игры:
Сюжетно-ролевые игры:
Дидактические игры:
Игры на музыкальных инструментах:
Подвижные игры: